Злоупотребление должностными полномочиями по ст. 285 УК РФ

Последнее обновление - Апрель 2024

К сожалению, преступления в нашем обществе в настоящее время – не редкость. Но особенное негодование вызывают противоправные деяния, подкрепленные властью, которой государство наделяет своих представителей, чтобы решать задачи управления, а не потворствовать своим личным интересам. Одно из этих преступлений – злоупотребление должностными полномочиями, наказуемое по ст. 285 УК РФ.

Основные нюансы квалификации этих деяний описаны в Постановлении Пленума ВС РФ № 19 от 16.10.2009 (далее ППВС № 19).

Состав преступления

Под этим термином понимается совокупность обязательных и факультативных элементов, необходимых для наступления уголовной ответственности. Обязательных элементов всегда 4.

1. Субъект

Субъект любого преступления – это человек, обладающий всеми необходимыми характеристиками, чтобы понести ответственность за конкретное преступление.

По ст. 285 УК РФ субъект, помимо общих требований к возрасту (с 16 лет) и вменяемости, должен отвечать специальным, т. е. отвечать может исключительно должностное лицо. Кто расценивается как таковое – описано в Примечании 1 к ст. 285, ниже мы раскрываем это понятие.

Должностное лицо

К должностным причисляют лиц:

  1. Постоянно, временно, по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти.
    Таковыми будут лица, имеющие по службе распорядительные (властные) полномочия в отношении людей, не находящихся от них в какой-либо зависимости, право принимать обязательные для исполнения всеми решения (например, привлечь к ответственности, дать обязательное для исполнения указание и пр.). К этим лицам относятся полицейские, прокуроры, судьи, следователи СК и многие иные.
  2. Выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции:
    • в государственных органах;
    • органах местного самоуправления;
    • государственных и муниципальных учреждениях, к примеру, здравоохранения, образования, культуры (ГБУЗ, ГБОУ, МБУК и т.д.);
    • госкорпорациях («Роснано», Фонд реформирования ЖКХ, «Ростех», «Росатом» и др.);
    • гос. компаниях (ОАО «РЖД», ПАО «Сбербанк», ПАО «Аэрофлот», ПАО «Газпром», ПАО «Роснефть» и многие другие);
    • государственных (ВГТРК, Гознак и др.) и муниципальных унитарных предприятиях (МУПах);
    • акционерных обществах, контрольным пакетом акций которых владеет РФ, ее субъекты или муниципальные образования;
    • Вооруженных силах, войсках и воинских формированиях России.

К организационно-распорядительным могут относиться следующие функции:

  • руководство коллективом, формирование кадрового состава, распределение обязанностей, привлечение к дисциплинарной ответственности, поощрение работников;
  • принятие юридически значимых решений, например выдача больничного, оценки за экзамен, какого-либо разрешения, свидетельства о прохождении учебы и пр.

К административно-хозяйственным функциям можно отнести полномочия распоряжаться деньгами, имуществом органа, организации, учреждения и др.

Подлежит ли человек привлечению как должностное лицо – всегда определяется посредством изучения внутренних документов органа или организации: устава, положений, личных трудовых договоров и обязанностей этого человека по службе.

2. Субъективная сторона

Это внутреннее отношение преступника к содеянному. Для ст. 285 УК РФ это вина в форме умысла.

Умысел в данном случае может быть как прямой, так и косвенный:

  • При прямом умысле для должностного лица очевидно, что его действия/бездействие опасны для общества, повлекут негативные последствия, наступления которых он ждет.
  • Косвенный умысел отличается тем, что виновный не желает, чтобы наступили опасные последствия, но предполагает, что они могут или должны последовать, либо ему это безразлично.

Мотивы совершения

Обязательным элементом для субъективной стороны злоупотребления полномочиями выступают мотивы совершения. Для ответственности по ст. 285 УК РФ это должен быть 1 из 2 вариантов:

  1. Корысть – получение в результате преступных действий каких-либо материальных благ, выгод, преимуществ себе или другим людям. Например, необоснованное получение льгот, избавление от материальных обязательств и т. д. Это не должно быть связано с безвозмездным противозаконным обращением чужого имущества в свою пользу (хищением).
  2. Иная личная заинтересованность – стремление должностного лица получить нематериальную выгоду, вызванное такими побуждениями, как желание завуалировать свой непрофессионализм и некомпетентность, скрыть допущенные ошибки, нарушения, приукрасить реальное состояние дел, карьеризм, семейственность, получить поддержку в чем-то и пр.

3. Объект

Объект преступления – та сфера отношений, которой преступное деяние наносит вред.

Злоупотребление полномочиями по ст. 285 УК РФ – это преступление, посягающее на интересы госслужбы, подрывающее нормальное законное функционирование органов, учреждений, организаций, предприятий государства или муниципалитетов.

Уголовная ответственность установлена в целях защиты граждан от коррупционных проявлений и прочих противоправных деяний, совершаемых должностными лицами по службе.

4. Объективная сторона

Этот элемент определяет конкретные действия/бездействие, преследуемые по УК. Статьей 285 УК РФ наказуемы действия, отвечающие сразу нескольким признакам.

Использование полномочий вразрез с интересами службы

Это условие означает, что должностное лицо реализует свои полномочия не в целях выполнения поставленных задач. Его действия не обусловлены служебной необходимостью, противоречат требованиям к органам и учреждениям, в которых он наделен соответствующими полномочиями.

Ответственность может наступать и за умышленное невыполнение обязанностей, а также за протекционизм – противоправную «помощь», например, в приеме на работу, повышении или передвижении по службе, избавлении от обязанностей и ином покровительстве.

Как злоупотребление полномочиями будут квалифицироваться действия виновного, когда он из корыстной или иной личной заинтересованности совершает действия, на которые имеет право, исходя из предоставленных полномочий. При этом для совершения этих действий не имелось обязательных условий.

Как пример можно привести фиктивное трудоустройство человека, в действительности не работающего; выдачу разрешения/лицензии, предоставление права без проведения обязательных для этого процедур: экзамена, проверки; направление подчиненных для проведения работ в личных целях (ремонт, уборка, садовые работы) и пр.

Если должностное лицо пользуется не своими полномочиями по службе, а отношениями, сложившимися в ходе нее (связи, авторитет, знакомства и пр.), по ст. 285 УК РФ он отвечать не будет.

Результат действий

Необходимый элемент объективной стороны – наступление последствий в результате преступления в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства.

Другими словами, это преступление с материальным составом. Совершение действий, формально подходящих под черты наказуемых по ст. 285 УК РФ, но не повлекших за собой таких последствий, по этой статье не преследуется и может повлечь иной вид ответственности, например дисциплинарную или административную.

Как существенное нарушение прав граждан или организаций расценивается нарушение прав, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ. Это может быть, к примеру, нарушение права на неприкосновенность жилища, доступ к правосудию, тайну переписки, на уважение семейной и личной жизни и т. д.

При оценке нарушения как существенного принимается во внимание:

  • степень отрицательного воздействия преступления на нормальную деятельность организации;
  • величина и характер ущерба;
  • количество пострадавших и пр.

Под нарушением законных интересов граждан или организаций подразумевается, в частности, создание препятствий в удовлетворении их законных потребностей. К примеру, создание должностным лицом препятствий к предусмотренному законом праву на выбор юридического лица для сотрудничества и т. п.

Причинно-следственная связь

Следующая необходимая черта объективной стороны – причинно-следственная связь между преступлением и наступившими негативными последствиями.

Если действия обладали признаками злоупотребления служебными полномочиями, но причиной негативных последствий явились не они, уголовная ответственность по ст. 285 УК РФ исключена.

Некоторые особенности

  • Злоупотребление полномочиями, совершенное должностным лицом для ликвидации непосредственной опасности для личности, интересов общества и государства, когда ее нельзя было устранить другим способом, не наказуемо по ст. 285 УК РФ (если лицо не превысило пределы крайней необходимости (ст. 39 УК РФ).
  • Не наказываются по рассматриваемой норме деяния, связанные с использованием должностных обязанностей, повлекшие негативные последствия, если они совершены по обязательному для исполнения этим лицом приказу или распоряжению (ст. 42 УК РФ).
  • Лицо, злоупотребившее полномочиями во исполнение очевидного для него незаконного приказа, несет ответственность на общих основаниях. Издавший такой приказ при определенных обстоятельствах может отвечать по ст. 285 за соучастие в качестве подстрекателя или организатора этого преступления (ч. 3 или 4 ст. 33 УК РФ).
  • Должностное лицо, издавшее заведомо противоречащий закону приказ подчиненному, для которого его незаконность не была очевидна, отвечает как исполнитель преступления.

Наказание

Статья 285 УК РФ включает 3 части, по которым наказывается совершение «простого», без отягчающих ответственность признаков злоупотребления полномочиями, квалифицированного и особо квалифицированного.

Наказание за «простое» злоупотребление

К должностному лицу, злоупотребившему полномочиями, в отсутствие отягчающих ответственность признаков могут применяться следующие виды наказания:

  1. Штраф:
    • до 80 тыс. руб.;
    • в размере всех доходов осужденного, которые он получит за период до полугода.
  2. Лишение права занимать должности и вести деятельность, определенными судом в приговоре, до 5 лет.
  3. Принудительные работы до 4 лет.
  4. Арест от 4 месяцев до полугода.
  5. Заключение в тюрьме до 4 лет.

Такие пределы очерчены в части 1 ст. 285 УК РФ.

Квалифицированный состав

По ч. 2 анализируемой статьи за злоупотребление предоставленными по службе полномочиями отвечают лица, замещающие исключительно названные в них должности:

  • Государственные должности РФ – учрежденные Конституцией России, федеральными конституционными и федеральными законами для реализации полномочий госорганов.
  • Государственные должности субъектов РФ – устанавливаемые уставами или конституциями этих субъектов для непосредственного исполнения полномочий госорганов.
  • Глав органов местного самоуправления (глав муниципальных образований).

Занятие этими лицами указанных постов – квалифицирующий признак, усиливающий степень ответственности по ст. 285.

Такое преступление может повлечь:

  1. Штраф:
    • 100–300 тыс. руб.;
    • в размере заработка за 1–2 года.
  2. Принудительные работы до 5 лет.
  3. Тюремное заключение до 7 лет.

К последним двум видам на усмотрение суда может также применяться дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности и вести деятельность на период до 3 лет.

Особо квалифицированный состав

Особо квалифицирующий признак злоупотребления должностным лицом своими полномочиями – наступление тяжких последствий.

В качестве примеров таких последствий ППВС № 19 называет крупные аварии, длительную остановку производства, значительный материальный ущерб, гибель кого-либо, самоубийство и пр.

Такие результаты преступления влекут более строгое наказание: полную изоляцию от общества продолжительностью до 10 лет.

Дополнительное наказание, аналогичное применяемому по второй части, назначается обязательно.

Тяжесть и давность

Самый суровый вид наказания, применяемый по ст. 285 УК РФ, – лишение свободы. Но ее максимальные пределы в каждой части статьи различны, и, как следствие, различны категории степени тяжести предусмотренных преступлений и сроки давности привлечения за них к ответственности.

Часть ст. 285 УК РФМаксимальный срок лишения свободыСтепень тяжестиСрок давности с момента совершения
14 годасредней тяжести6 лет
27 леттяжкое10 лет
310 леттяжкое10 лет

Судебный штраф по ст. 285

Законодатель относительно недавно ввел в УК РФ статью, позволяющую виновному получить освобождение от уголовной ответственности с назначением не наказания за преступление, а иной меры уголовно-правового характера – судебного штрафа при выполнении нескольких условий.

Одно из условий – содеянное должно быть либо небольшой, либо средней тяжести.

Исходя из вышеприведенной таблицы, можно констатировать, что при соблюдении всех условий ст. 76.2 УК РФ прекращение уголовного дела с судебным штрафом возможно исключительно в отношении лица, совершившего преступление по ч. 1 ст. 285 УК РФ.

Например, освобождено от ответственности должностное лицо одного из ФБУ, в результате действий которого нескольким сотрудникам учреждения неправомерно начислялась заработная плата за счет бюджетных средств, чем причинен внушительный ущерб. Сумма назначенного судебного штрафа составила 40 тыс. рублей.

Подследственность

По правилам подследственности, рассмотрение сообщений о злоупотреблении служебными полномочиями по ст. 285 УК РФ и расследование уголовных дел об этих преступлениях входят в компетенцию следователей Следственного комитета РФ.

На основании ч. 5 ст. 151 УПК РФ расследованием таких преступлений могут заниматься и следователи органа, который выявил их, – ФСБ или МВД.

Но и здесь есть свои исключения: если привлекаемое к ответственности должностное лицо – сотрудник СК, ФСБ, службы внешней разведки, ФСО, полиции, прокуратуры, суда, УФСИН, таможни, относится к гражданскому персоналу вооруженных сил, является военнослужащим или депутатом и т. д., уголовные дела в отношении него, в том числе и по рассматриваемой статье, вправе расследовать исключительно следователи СК РФ.

Отличие от схожих деяний

УК включает в себя ряд статей, по которым преследуются деяния, на первый взгляд схожие со злоупотреблением полномочиями по ст. 285 УК РФ.

В первую очередь это преступление по ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Основное отличие этих деяний состоит в объективной стороне. Если при злоупотреблении лицо использует имеющиеся у него полномочия, то при превышении его действия выходят за рамки.

Отличие деяния по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» от статьи со схожим названием под номером 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» состоит в объекте преступного посягательства и субъекте.

Первое преступление посягает на нормальную деятельность государственного аппарата, а второе вредит интересам службы в негосударственных коммерческих и прочих организациях. Отсюда и различие в субъекте. Отвечать по ст. 285 может только должностное лицо, признаки которого описаны выше, а по ст. 201 – лицо, выполняющее в такой организации управленческие функции.

Примеры из практики судов

Анализ приговоров судов общей практики и изучение обобщений судебной практики показывают, что разнообразны как сферы, в которых работают должностные лица, привлекаемые к ответственности по ст. 285 УК РФ, так и вменяемые им действия.

Вот лишь несколько примеров:

  • Бывший заместитель начальника отдела уголовного розыска одного из районных отделов полиции осужден за передачу сведений, к которым он имел доступ, своему знакомому.
  • Инспектор ГИБДД – за организацию действий по получению водительского удостоверения без фактической сдачи экзамена и проверки знаний и навыков.
  • Глава администрации сельсовета – за то, что подписал акты выполненных работ и справки об их стоимости, когда они были не выполнены полностью. Это стало причиной незаконного перечисления бюджетных денег исполнителю работ.
  • Сотрудник исправительного учреждения – за непринятие мер по изъятию средств связи у осужденного и обеспечению установленного законом порядка отбывания наказания.
  • Участковый уполномоченный полиции – за составление объяснений от имени заявителя и лица, в отношении которого было написано заявление о привлечении к уголовной ответственности. На основании заявления он же впоследствии принял незаконное решение об отказе в возбуждении дела, укрыв тем самым преступление от учета.
  • Главный лесничий – за непринятие мер по предотвращению незаконной вырубки лесных насаждений, о которой ему было достоверно известно, и укрытие этого факта от надзирающего органа.
  • Судебный пристав-исполнитель – за сокрытие от взыскателя информации о наличии у должника имущества, за счет которого может быть погашена задолженность, и последующее внесение заведомо ложных сведений в справку регистрирующего органа.
  • Судебный пристав-исполнитель – за составление фиктивных документов о невозможности взыскания задолженности.
  • Директор школы – за фиктивное трудоустройство рабочего по ремонту и присвоение впоследствии начисленной ему заработной платы.
  • Государственный ветеринарный инспектор – за выдачу ветеринарных свидетельств об осмотре животных, необходимых для перевозки и реализации мясной продукции, без его фактического проведения.

Эти примеры в основном имели место до начала практики освобождения от уголовной ответственности с судебным штрафом. В настоящее время этот институт применяется все чаще.

Заключение

В первую очередь это преступление свидетельствует о том, что к власти по ошибке или недоразумению допускаются недостойные люди и следует активно фильтровать тех, кому государство доверяет действовать от своего имени.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 3,67 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ЗАКОНвед.ру
Добавить комментарий